 |
На русском Севере в старых деревнях редко встретишь дом без украшений
на фасаде, Несмотря на некоторое сходство, в каждой местности
свой стиль. Накладная резьба причелин, филенчатые ставни, курицы
водостоков, кони или олени с ветвистыми рогами на охлупнях — самое
распространенное одеяние построек в Мезени у Полярного круга.
Значительно реже можно увидеть и расписной тесаный фронтон с совсем,
казалось бы, неуместными здесь львами, павлинами и птицами, очень
похожими на тех, что изображены на египетских фресках. Встречается
незатейливая геометрическая роспись подшивных карнизов.
 |
Украшения дома |
Обшитых тесом или вагонкой домов в этих краях
почти нет, так как это всегда было дорогим удовольствием: дома
большие, и для их обшивки требуется много материала. Поэтому для
тепла и долговечности старались заготавливать на сруб бревна большого
диаметра и иногда располагали постройки так, чтобы они прикрывали
друг друга от ветра, отчего особого порядка в планировке в этих
деревнях не заметно. Подобные дома и деревни, почитай, стоят по
всему Беломорью — от Поноя до Онеги и Пустозерска. Однако у поморов
в устье Северной Двины меньше хозяйственных построек, избы скромные
по размерам и уже обшиты тесом или вагонкой. Близость к Архангельску
сказывается в прорезных железных дымниках, в кровлях, крытых железом,
в водосточных трубах с ажурными водозаборными воронками.
 |
Образцы украшений и инструменты |
На соседней реке Пинеге, что немного южнее Мезени,
порядок домов стройный. Здесь много лесов, поэтому жители не так
страшатся ветров. Фасады чаще украшены балахонами (балконами),
имеющими в основном декоративное значение — из светелок (верхних
комнат) на них нет выхода через двери. На фронтонах, называемых
еще скосками, нередки ветреницы (кисти, киси) — свисающие от охлупня
резные доски, часто заканчивающиеся солнцем. Больше появляется
полотенец — резных досок, закрывающих торцы верхних бревен стены
(консолей). Избы на Пинеге поменьше мезенских, ниже подклеты.
В последнее время дома стали чаще обшивать тесом или вагонкой.
Поэтому стоят они почти в два раза дольше: стены под обшивкой
проветриваются, бревна лучше сохраняются.
Поднимаясь от Белого моря по реке Онеге с севера на юг, можно
наблюдать, как с изменением ландшафта меняются и украшения на
крестьянских домах и других постройках — они становятся живописнее,
как бы расцветают. Появляется больше пышности, разнообразия. Резьба
покрывает почти все элементы дома: водометы, курицы, огнива (выпущенные
за стены концы балок, на которые опираются быки). Вместо традиционного
конька можно увидеть, к примеру, зайца. В Каргополье удачно сочетается
накладная и пропильная или ажурная резьба, на ставнях часто появляется
глухая (плоскорельефная) резьба — изображение цветов и веточек
с ягодами. Поговаривают, некоторые мастера специально строили
дома с мезонинами, чтобы потешить душу, дать сполна проявиться
своей фантазии и мастерству.
Жители с реки Кокшеньга на границе Архангельской и Вологодской
областей украшали свои дома еще и «кутошками» или «лебедушками»
— резными фигурками птиц, «посаженных» поверх стамиков — крепежных
элементов охлупней на коньках крыш. Стамики называли еще «солдатиками»,
а знакомые нам курицы — «куричинами». На фронтонах под карнизом
помещали резные подзорные доски или подзоры. На них узор расположен
у нижнего края. Мастера стремились к тому, «чтобы баско было»
— то есть красиво.
У известных в прошлом корабелов с реки Сить под Ярославлем дома
отличаются особой пышностью. Здесь давно отошли в прошлое самцовые
крыши и бревенчатые фронтоны. Их обшивают досками по брусчатым
каркасам, как, впрочем, и все стены вместе с цоколем и углами.
Дополнительные украшения появляются вокруг светличных окон, богаче
становится резьба на подзорах, на фасаде к наличникам добавляется
красная или лобовая доска (фриз, тяга — у нее много названий),
протягиваются широкие (от низа окон до цокольной части) резные
пояса. Углы превращаются в пилястры с накладными узорами и капителями.
Резьба здесь в основном ажурная, пропильная, совмещенная с накладной.
Глухая плоскорельефная резьба без сквозных отверстий (ее называют
корабельной, так как впервые она использовалась для украшения
судов) из-за своей трудоемкости почти не встречается — отошел
в прошлое отхожий плотницкий промысел, хотя прежде здесь работали
большие артели резчиков.
Глухая резьба без окраски чаще украшает фасады костромских домов.
Орнаменты с изображениями растений и животных идут вокруг всего
дома по карнизам. Резьба очень сложная, занимающая большую площадь
— далеко не каждый сможет ее выполнить. Балахоны в этих местах
встречаются крайне редко. Вместо полотенец на консолях видим розетки,
в карнизе и фронтоне — «слухи», окошечки.
В Карелии народная архитектура вобрала в себя все лучшее, что
было накоплено веками на всем русском Севере. Здесь можно встретить
почти все виды планировок домов и их конструктивные элементы,
все виды крылец и украшений. Один лишь дом Ошевнева на Кижах,
которому 125 лет и он в прекрасном состоянии, украшен разнообразнейшей
резьбой: накладной, ажурной (пропильной), глухой (корабельной),
объемной. Лобанки (или очелье) — верхние части наличников окон
украшены причудливыми узорами в стиле барокко. На колонках балкона
вырезан толстый жгут, с ними прекрасно гармонируют точеные бутылочки
балясин, прорезной подзор подвески, большая и малая арки балкона.
Огромный дом (сейчас в гаком жило бы семей двадцать) опоясывает
гульбище — характерная деталь построек в этих местах. И ничего
во всем этом нет лишнего, все соразмерно и выверено.
Таковы вкратце характерные особенности оформления северных домов,
имеющих много общего и в то же время наделенных мастерами заметными
отличиями, отражающими характер народа и природные условия. Используя
опыт дедов и прадедов, хозяин теперь может выбрать милые сердцу
формы и соответствующие месту постройки элементы. Стоит еще иметь
в виду, что наши учителя-предки внутреннее пространство дома стремились
избавить от излишеств, а внешний его вид старались согласовать
с окружающей природой, чтобы постройка стала ее составной частью,
не забывая, однако, проявить свою индивидуальность.
А теперь несколько советов, как все это делать.
Дом следует обшивать не раньше, чем через год-полтора после постройки,
когда он основательно осядет. До тех пор можно вырезать, лучше
из сосновых досок, причелины-крылья, ветреницу с солнцем и подкрылья-полотенца.
Одновременно заготавливаются наличники и ставни на окна, вырезаются
подзоры (подвески к крыльцу или гульбищу), заказываются точеные
балясины столяру-профессионалу или токарю.
Снизу карниз на нашем доме лучше подшить тесом или вагонкой. От
этого станет теплее, не будет задувать снег на чердак, а также
закроются неостроганные концы слег или решетин. Желательно, чтобы
поверхность подшивки была ровной. Для этого проверяем на глаз,
на каком уровне относительно крайних решетин находятся средние.
Можно пользоваться длинной доской с ровной кромкой. Приложив ее
к решетинам снизу, сразу увидим, где необходимо подтесать, а где
подложить дощечку.
Начинают подшивку от стены. На доске отмечают рисунок ее примыкания
к бревнам и топором вырубают его — тогда не будет больших щелей.
Если доски широкие, желательно гвозди вбивать подальше от кромки,
ближе друг к другу по ширине. От этого они не так колются при
короблении. Хорошо, если эти доски соединяются между собой в четверть
или в шпунт. Обязательно их нужно острогать. Впрочем, сделать
это надо со всем материалом, идущим на отделку дома. Доски так
лучше сохраняются, меньше вбирают в себя влагу и не гниют.
Острогать доску можно в несколько приемов. Вначале проходят рубанком
с полукруглым лезвием (шерхебелем), затем рубанком с двойным ножом
(один нож обычно называется железкой, а второй, ломающий стружку,—
горбыльком). Стружка подламывается, поэтому у сучков не остается
задиров. Горбылек устанавливается на расстоянии 0,5—2 мм от режущей
кромки железки. Строгать лучше, держа рубанок не прямо по движению,
а немного наискосок — так лезвие приемистей цепляет стружку. Чем
она тоньше и длиннее, тем красивее получается поверхность. Потом
ее стоит поправить фуганком. Лезвия ножей надо вовремя подтачивать,
следить, не выщерблена ли кромка, хотя это сразу бросается в глаза.
Рубанком можно обрабатывать боковые и даже торцовые поверхности.
Тут надо быть аккуратней, чтобы не сделать скол. Предупредить
его можно, «заовалив» углы доски.
Чтобы щели между крайней доской карниза и бревном не бросались
в глаза, их можно закрыть подзорами, заодно украсив ими стены.
Подзор — это доска толщиной 20—30 мм с простым пропильным узором
— «городком». Для пропиливания орнамента применяются обычная поперечная
ножовка по дереву, у которой зуб имеет форму равнобедренного треугольника,
и мелкозубая поперечная ножовка, а также нож или топор для скола
лишнего материала и снятия фасок, коловорот с перками, разметочные
угольники, метр. Угольником или малком (с шарниром в углу) размечаются
горизонтальные и косые параллельные линии. Выпиливать следует
осторожно, чтобы излишне не трясти доску. Отверстия сверлятся
в два приема. Сначала с лицевой стороны на 2/3 глубины, а потом
с обратной, ориентируясь по маленькому отверстию от жала перки.
В противном случае получаются срывы волокон, выщерблины — доска
портится. Под конец желательно удалить ножом неровности или задиры
и сделать небольшие фаски. Перед установкой в подзорах сверлят
отверстия для гвоздей — так меньше опасность, что доски расколются.
Чтобы со временем не появились ржавые подтеки, некоторые мастера
проваривают гвозди в олифе, предохраняя их от коррозии.
Хотя в иных местах подзоры покрывают олифой и затем красят масляной
краской, рассчитывая продлить срок их службы, по нашему мнению,
это не украшает фасад.
Причелины изготовляют примерно так же, как и подзоры, но делают
их более живописными. У охлупня причелины соединяются впритык
на угол, а внизу выступают за свес кровли красивой кистью. Они
сравнимы с перьями птицы, из-за чего в некоторых местах причелины
называют «крыльями». На кисти часто вырезают восьми- или шестнадцатилучевое
солнце, порой еще и со спиральными лучами. Тогда создается впечатление,
будто эти колеса крутятся. Иногда на досках стамеской выбирают
мелкие продолговатые углубления — как бы капли дождя, символизирующие
плодородие. А под конек, на стык причелин помещают солнце — основной
источник жизни. Подобные символы не только украшают фасады, но
и оберегают дом и семью от неудач и несчастий.
Причелины закрывают торцы слег и свободное пространство между
кровлей и подшивкой карниза. Крайние доски кровли чуть выступают
над причелинами, образуя едва приметный козырек. Прибивают причелины
к торцам решетин. Чтобы предохранить древесину от дождя и мороза,
их покрывают олифой. Она бесцветна и не закрывает красивую фактуру
дерева.
Литература: А. Соболев, Северный дом // "Северные
просторы", №5 (41), 1991.
Вся статья в журнале "Северные просторы" №№ 1–6, 1990
г., №№ 1–5, 1991г.
I
I
Стр. ,
,
,
,
,
,
,
07 |
 |