Synergy Center - Синерджи центрРодники.бел.ру - Родовые поместья в Белгородской областиАнастасиевцы Звенящие кедры России
Дом Идея Поселение Участок Дом Быт Контакт

• Концепция
• Выбор места
• Проекты
• Фундамент
• Корпус
-
 Конструкция
-
 Бревенчатый
-
 Грунтовый
-
 Саманный
-
 Соломенный
-
 Обвалованный
• Кровля
• Обогрев дома
• Водоснабжение
• Эл. обеспечение
• Утилизация отходов
• "Холодильник"
• Баня

• Наша библиотека
дом > корпус > из бревен > северный дом > внешняя отделка  
ВНЕШНЯЯ ОТДЕЛКА
  << Начало  

На русском Севере в старых деревнях редко встретишь дом без украшений на фасаде, Несмотря на некоторое сходство, в каждой местности свой стиль. Накладная резьба причелин, филенчатые ставни, курицы водостоков, кони или олени с ветвистыми рогами на охлупнях — самое распространенное одеяние построек в Мезени у Полярного круга. Значительно реже можно увидеть и расписной тесаный фронтон с совсем, казалось бы, неуместными здесь львами, павлинами и птицами, очень похожими на тех, что изображены на египетских фресках. Встречается незатейливая геометрическая роспись подшивных карнизов.

Украшения дома
Украшения дома
Обшитых тесом или вагонкой домов в этих краях почти нет, так как это всегда было дорогим удовольствием: дома большие, и для их обшивки требуется много материала. Поэтому для тепла и долговечности старались заготавливать на сруб бревна большого диаметра и иногда располагали постройки так, чтобы они прикрывали друг друга от ветра, отчего особого порядка в планировке в этих деревнях не заметно. Подобные дома и деревни, почитай, стоят по всему Беломорью — от Поноя до Онеги и Пустозерска. Однако у поморов в устье Северной Двины меньше хозяйственных построек, избы скромные по размерам и уже обшиты тесом или вагонкой. Близость к Архангельску сказывается в прорезных железных дымниках, в кровлях, крытых железом, в водосточных трубах с ажурными водозаборными воронками.

Образцы украшений и инструменты
Образцы украшений и инструменты
На соседней реке Пинеге, что немного южнее Мезени, порядок домов стройный. Здесь много лесов, поэтому жители не так страшатся ветров. Фасады чаще украшены балахонами (балконами), имеющими в основном декоративное значение — из светелок (верхних комнат) на них нет выхода через двери. На фронтонах, называемых еще скосками, нередки ветреницы (кисти, киси) — свисающие от охлупня резные доски, часто заканчивающиеся солнцем. Больше появляется полотенец — резных досок, закрывающих торцы верхних бревен стены (консолей). Избы на Пинеге поменьше мезенских, ниже подклеты. В последнее время дома стали чаще обшивать тесом или вагонкой. Поэтому стоят они почти в два раза дольше: стены под обшивкой проветриваются, бревна лучше сохраняются.

Поднимаясь от Белого моря по реке Онеге с севера на юг, можно наблюдать, как с изменением ландшафта меняются и украшения на крестьянских домах и других постройках — они становятся живописнее, как бы расцветают. Появляется больше пышности, разнообразия. Резьба покрывает почти все элементы дома: водометы, курицы, огнива (выпущенные за стены концы балок, на которые опираются быки). Вместо традиционного конька можно увидеть, к примеру, зайца. В Каргополье удачно сочетается накладная и пропильная или ажурная резьба, на ставнях часто появляется глухая (плоскорельефная) резьба — изображение цветов и веточек с ягодами. Поговаривают, некоторые мастера специально строили дома с мезонинами, чтобы потешить душу, дать сполна проявиться своей фантазии и мастерству.

Жители с реки Кокшеньга на границе Архангельской и Вологодской областей украшали свои дома еще и «кутошками» или «лебедушками» — резными фигурками птиц, «посаженных» поверх стамиков — крепежных элементов охлупней на коньках крыш. Стамики называли еще «солдатиками», а знакомые нам курицы — «куричинами». На фронтонах под карнизом помещали резные подзорные доски или подзоры. На них узор расположен у нижнего края. Мастера стремились к тому, «чтобы баско было» — то есть красиво.

У известных в прошлом корабелов с реки Сить под Ярославлем дома отличаются особой пышностью. Здесь давно отошли в прошлое самцовые крыши и бревенчатые фронтоны. Их обшивают досками по брусчатым каркасам, как, впрочем, и все стены вместе с цоколем и углами. Дополнительные украшения появляются вокруг светличных окон, богаче становится резьба на подзорах, на фасаде к наличникам добавляется красная или лобовая доска (фриз, тяга — у нее много названий), протягиваются широкие (от низа окон до цокольной части) резные пояса. Углы превращаются в пилястры с накладными узорами и капителями. Резьба здесь в основном ажурная, пропильная, совмещенная с накладной. Глухая плоскорельефная резьба без сквозных отверстий (ее называют корабельной, так как впервые она использовалась для украшения судов) из-за своей трудоемкости почти не встречается — отошел в прошлое отхожий плотницкий промысел, хотя прежде здесь работали большие артели резчиков.

Глухая резьба без окраски чаще украшает фасады костромских домов. Орнаменты с изображениями растений и животных идут вокруг всего дома по карнизам. Резьба очень сложная, занимающая большую площадь — далеко не каждый сможет ее выполнить. Балахоны в этих местах встречаются крайне редко. Вместо полотенец на консолях видим розетки, в карнизе и фронтоне — «слухи», окошечки.

В Карелии народная архитектура вобрала в себя все лучшее, что было накоплено веками на всем русском Севере. Здесь можно встретить почти все виды планировок домов и их конструктивные элементы, все виды крылец и украшений. Один лишь дом Ошевнева на Кижах, которому 125 лет и он в прекрасном состоянии, украшен разнообразнейшей резьбой: накладной, ажурной (пропильной), глухой (корабельной), объемной. Лобанки (или очелье) — верхние части наличников окон украшены причудливыми узорами в стиле барокко. На колонках балкона вырезан толстый жгут, с ними прекрасно гармонируют точеные бутылочки балясин, прорезной подзор подвески, большая и малая арки балкона. Огромный дом (сейчас в гаком жило бы семей двадцать) опоясывает гульбище — характерная деталь построек в этих местах. И ничего во всем этом нет лишнего, все соразмерно и выверено.

Таковы вкратце характерные особенности оформления северных домов, имеющих много общего и в то же время наделенных мастерами заметными отличиями, отражающими характер народа и природные условия. Используя опыт дедов и прадедов, хозяин теперь может выбрать милые сердцу формы и соответствующие месту постройки элементы. Стоит еще иметь в виду, что наши учителя-предки внутреннее пространство дома стремились избавить от излишеств, а внешний его вид старались согласовать с окружающей природой, чтобы постройка стала ее составной частью, не забывая, однако, проявить свою индивидуальность.

А теперь несколько советов, как все это делать.
Дом следует обшивать не раньше, чем через год-полтора после постройки, когда он основательно осядет. До тех пор можно вырезать, лучше из сосновых досок, причелины-крылья, ветреницу с солнцем и подкрылья-полотенца. Одновременно заготавливаются наличники и ставни на окна, вырезаются подзоры (подвески к крыльцу или гульбищу), заказываются точеные балясины столяру-профессионалу или токарю.

Снизу карниз на нашем доме лучше подшить тесом или вагонкой. От этого станет теплее, не будет задувать снег на чердак, а также закроются неостроганные концы слег или решетин. Желательно, чтобы поверхность подшивки была ровной. Для этого проверяем на глаз, на каком уровне относительно крайних решетин находятся средние. Можно пользоваться длинной доской с ровной кромкой. Приложив ее к решетинам снизу, сразу увидим, где необходимо подтесать, а где подложить дощечку.

Начинают подшивку от стены. На доске отмечают рисунок ее примыкания к бревнам и топором вырубают его — тогда не будет больших щелей. Если доски широкие, желательно гвозди вбивать подальше от кромки, ближе друг к другу по ширине. От этого они не так колются при короблении. Хорошо, если эти доски соединяются между собой в четверть или в шпунт. Обязательно их нужно острогать. Впрочем, сделать это надо со всем материалом, идущим на отделку дома. Доски так лучше сохраняются, меньше вбирают в себя влагу и не гниют.
Острогать доску можно в несколько приемов. Вначале проходят рубанком с полукруглым лезвием (шерхебелем), затем рубанком с двойным ножом (один нож обычно называется железкой, а второй, ломающий стружку,— горбыльком). Стружка подламывается, поэтому у сучков не остается задиров. Горбылек устанавливается на расстоянии 0,5—2 мм от режущей кромки железки. Строгать лучше, держа рубанок не прямо по движению, а немного наискосок — так лезвие приемистей цепляет стружку. Чем она тоньше и длиннее, тем красивее получается поверхность. Потом ее стоит поправить фуганком. Лезвия ножей надо вовремя подтачивать, следить, не выщерблена ли кромка, хотя это сразу бросается в глаза. Рубанком можно обрабатывать боковые и даже торцовые поверхности. Тут надо быть аккуратней, чтобы не сделать скол. Предупредить его можно, «заовалив» углы доски.

Чтобы щели между крайней доской карниза и бревном не бросались в глаза, их можно закрыть подзорами, заодно украсив ими стены. Подзор — это доска толщиной 20—30 мм с простым пропильным узором — «городком». Для пропиливания орнамента применяются обычная поперечная ножовка по дереву, у которой зуб имеет форму равнобедренного треугольника, и мелкозубая поперечная ножовка, а также нож или топор для скола лишнего материала и снятия фасок, коловорот с перками, разметочные угольники, метр. Угольником или малком (с шарниром в углу) размечаются горизонтальные и косые параллельные линии. Выпиливать следует осторожно, чтобы излишне не трясти доску. Отверстия сверлятся в два приема. Сначала с лицевой стороны на 2/3 глубины, а потом с обратной, ориентируясь по маленькому отверстию от жала перки. В противном случае получаются срывы волокон, выщерблины — доска портится. Под конец желательно удалить ножом неровности или задиры и сделать небольшие фаски. Перед установкой в подзорах сверлят отверстия для гвоздей — так меньше опасность, что доски расколются. Чтобы со временем не появились ржавые подтеки, некоторые мастера проваривают гвозди в олифе, предохраняя их от коррозии.

Хотя в иных местах подзоры покрывают олифой и затем красят масляной краской, рассчитывая продлить срок их службы, по нашему мнению, это не украшает фасад.

Причелины изготовляют примерно так же, как и подзоры, но делают их более живописными. У охлупня причелины соединяются впритык на угол, а внизу выступают за свес кровли красивой кистью. Они сравнимы с перьями птицы, из-за чего в некоторых местах причелины называют «крыльями». На кисти часто вырезают восьми- или шестнадцатилучевое солнце, порой еще и со спиральными лучами. Тогда создается впечатление, будто эти колеса крутятся. Иногда на досках стамеской выбирают мелкие продолговатые углубления — как бы капли дождя, символизирующие плодородие. А под конек, на стык причелин помещают солнце — основной источник жизни. Подобные символы не только украшают фасады, но и оберегают дом и семью от неудач и несчастий.

Причелины закрывают торцы слег и свободное пространство между кровлей и подшивкой карниза. Крайние доски кровли чуть выступают над причелинами, образуя едва приметный козырек. Прибивают причелины к торцам решетин. Чтобы предохранить древесину от дождя и мороза, их покрывают олифой. Она бесцветна и не закрывает красивую фактуру дерева.


Литература: А. Соболев, Северный дом // "Северные просторы", №5 (41), 1991.
Вся статья в журнале "Северные просторы" №№ 1–6, 1990 г., №№ 1–5, 1991г.
   
Вверх